По данным, которые в начале апреля опубликовал департамент ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков, с января по март этого года наблюдалось снижение цен на основные строительные материалы.
Возможно, это падение подошло к концу. "Цены на стройматериалы уже ниже издержек, которые несут производители", - заявил недавно президент группы "Евроцемент" Михаил Скороход.
"Мы работаем с широким спектром материалов: алюминиевый профиль, гипсокартон, ДСП, стекло, - перечисляет Галина Бандуркина, собственник компании "Астарта престиж", ведущего производителя систем перегородок. - И если какое-то время мы наблюдали стабилизацию цен на них, то теперь видим рост по некоторым позициям".
Рынок испытывает как количественные, так и качественные колебания. Рост курса иностранных валют (включая, китайский юань) к российскому рублю дает производителям шанс даже в условиях кризиса.
В начале года в России наблюдался "рост выпуска строительного стекла на 57,9 процента и ряда других строительных материалов. Мы считаем, что это эффект импортозамещения", - говорит министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.
Однако далеко не все компании поспешили ухватиться за предоставленный им шанс. "Товаропроизводители не используют потенциал импортозамещения, а "проедают" его. Они повышают цены вслед за ростом стоимости импортной продукции, рассчитывая получить краткосрочную прибыль. Тем самым они упускают возможность увеличить свою рыночную долю", - уверен Владимир Сальников, экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Выжить и увеличить свою конкурентоспособность производители могут не только за счет "иностранцев", но и консолидации: слияния и поглощения - неизменный атрибут кризисных времен.
Например, долгое время российский рынок производства кирпича представлял собой огромное количество небольших заводов с малой мощностью, работающих только в своем регионе. Кризис стал катализатором изменений. "Сильные производители с удовольствием поглощают активы своих более слабых конкурентов, а дальновидные застройщики уже начинают приобретать предприятия, производящие ресурсы, чтобы, когда оживление сектора начнется, встретить его во всеоружии", - отмечает независимый эксперт рынка недвижимости Геннадий Стерник.
Специалист уверен, что изменения на рынке производства стройматериалов неизбежны. "Восемь лет рынок успешно поглощал все возводимое жилье. И это, несмотря
на обвалы и обрушения домов, разбаловало производителестроительных материалов. Но сейчас для них других путей выживания, кроме снижения цен и повышения качества продукции, не существует", - считает Геннадий Стерник.
"Высокое качество продукции - мерило деятельности компании в любые времена. Как и прежде, мы тщательно отбираем все материалы и комплектующие, а для удешевления конструкций стараемся работать с отечественными производителями, сводя к минимуму поставки из-за рубежа", - отмечает Галина Бандуркина.
Начало строительного сезона внушает определенный оптимизм участникам рынка. Однако рассчитывать только на него не приходится: компаниям нужно привыкать работать в новых реалиях, не надеясь на возвращение прежних времен.