Это только кажется, что рынок недвижимости замер, а риэлторские агентства бездействуют ввиду отсутствия клиентов. Данные, которые обобщила в своем исследовании компания Russian Realty Research (R3), свидетельствуют о том, что россияне по-прежнему доверяют профессионалам.
В полном соответствии.
Наши соотечественники стали чаще прибегать к услугам агентств недвижимости. Если в ноябре прошлого года к риэлторам обращались 12% россиян, то в мае нынешнего об этом сообщил каждый пятый опрошенный. «Рост частоты обращений россиян в агентства более чем в полтора раза - положительный фактор, который говорит как о наличии стабильного неудовлетворенного спроса населения в улучшении своих жилищных условий, так и о более тщательном выборе объекта недвижимости со стороны потенциального покупателя. Как лучше всего удовлетворить спрос, зависит от того, насколько хорошо отделы продаж и маркетинга агентств недвижимости изучили потребности своего покупателя и гибко подстраиваются под них», - считает Артем Черепков, директор агентства недвижимости «Элефант».
При этом он отметил, что доля более высокодоходной группы населения (те, кто может позволить себе без труда покупать вещи длительного пользования, и те, кто может приобретать дорогостоящие товары) среди обращавшихся когда-либо в агентства недвижимости выше выше (29%), чем доля низкодоходной прослойки россиян (21%).
Репутация компании - пока самый важный фактор при выборе агентства недвижимости. В июне его назвали 44%, в ноябре отметил 51%. Второе по важности место занимают такие стороны работы агентства, как приемлемая стоимость услуг и безопасность сделок (по 38% соответственно). Примечательно, что безопасность и надежность сделок семь месяцев назад были на втором месте по значимости для наших соотечественников (их отмечали 46% респондентов). Далее идут: высокая профессиональная квалификация сотрудников (33%) и открытость, прозрачность деятельности компании (27%). Высокое качество сервиса (19%) как значимый фактор переместилось на 6-е место.
В июне значимость основных факторов выбора агентства недвижимости существенно снизилась. Устойчивостью обладают следующие характеристики: приемлемая стоимость услуг и открытость, прозрачность деятельности компании. Менее значимы для покупателя такие характеристики: предоставление полного комплекса услуг (-9%), безопасность и надежность сделок (-8%), наличие договора с банком/банками, содействие в получение ипотеки (-8%).
«Снижение значимости базовых факторов, которые в первую очередь влияют на выбор агентства недвижимости, указывает на то, что те, кто обращается в агентства, уже сделали свой выбор и не нуждаются в дополнительных стимулах. Скорее всего, среди них существенна доля тех, кто повторно обращается в агентство, либо тех, кто руководствуется рекомендациями прежних потребителей. Значительное снижение веса лидирующего фактора выбора агентства (положительный опыт работы, положительная репутация) - тревожный симптом, обнаруживающий пробелы в PR и рекламной политике ведущих компаний. Он усредняет отношение к качеству работы всех участников рынка - как настоящих профессионалов, так и недобросовестных его представителей», - полагает Артем Черепков.
Сторонние - они и посторонние.
А вот около трети россиян риэлторам не доверяют. Если быть точным, 32% опрошенных признались в том, что за последние три года их отношение к агентствам недвижимости не изменилось. При этом лишь 13% респондентов сообщили о том, что они доверяли и доверяют риэлторам. В 9% случаев опрошенные заявили, что они стали относиться к ним с меньшим доверием, а 6% стали относиться хуже. 41% затруднился ответить на этот вопрос.
При внимательном рассмотрении выясняется, что отказывают в доверии риэлторам в первую очередь те, кто к ним и не обращался (34%). 8% среди них доверяли и доверяют, а половина - затруднились с ответом.
Среди тех, кто пользовался услугами агентств, в 33% случаев сообщили, что им доверяли и доверяют, а каждый четвертый отметил, что этого не делал и делать не собирается. Тревожный знак: среди тех, кто обращался в агентства недвижимости в последние три года, 17% после подобного шага стали относиться к риэлторам с меньшим, а только 16% - с большим доверием.
«Высокие показатели недоверия к риэлторам первоначально среди тех, кто не знаком с их деятельностью, также свидетельствуют о сформировавшемся сомнительном имидже данной профессии в обществе, незнании специфики и сложности их работы. Это ставит барьер для потенциальных клиентов, желающих улучшить свои жилищные условия или вложить средства в недвижимость. Неоднозначное отношение к агентствам недвижимости среди части тех, кто уже обращался к ним, сложившееся в последнее время, также отпугивает потенциальных клиентов, формирует вокруг агентств негативную информационную среду», - добавляет директор Агентства недвижимости «Элефант».
Как показали результаты исследования, россияне с различной покупательной способностью в равных долях не доверяют риэлторам (31% среди высокодоходных и 32% среди низкодоходных слоев населения). Однако первая из названных групп на треть больше, чем представители противоположного «полюса благополучия», доверяла и доверяет агентствам (18% против 12%). Правда, среди россиян с высокими доходами больше и тех, кто стал относиться к агентствам недвижимости с меньшим доверием (13% против 8%).
Необходимо отметить, что к риэлторам чаще обращались жители крупных городов с населением более 500 тыс. человек (среди них 21% доверяли и доверяют). Также следует подчеркнуть, что чем старше респонденты, тем они более склонны высказывать мнение о недоверии риэлторам.
Инициативным всероссийским опросом было охвачено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
На фото:
Директор Агентства недвижимости “Элефант” Черепков А. В.